Mixtape.
Владимир Брилёв - Официальный сайт/Новости /Владимир Брилев обсудил важность введения предмета Москововедение в школьную программу

Публикации

Владимир Брилев обсудил важность введения предмета Москововедение в школьную программу

На недавнем заседании регионального отделения Общероссийского Народного Фронта, членом которого известный певец и общественный деятель Владимир Брилёв является уже много лет, в рамках «Общественного обсуждения предложений Мэру Москвы в сфере образования» был поднят вопрос о внедрении (если быть совсем точными – возвращении) предмета «Москвоведение» в общеобразовательный процесс московских школ, как самостоятельной и самодостаточной школьной дисциплины.

Вот что рассказал нашему корреспонденту Владимир Брилёв об этой весьма своевременной и очень полезной инициативе:

«Предмет «Москвоведение» раньше был неотъемлемой частью школьной программы в Москве. Знаю это абсолютно точно, поскольку мои двоюродные братья и сестры – коренные москвичи – изучали его, что называется «настоящим образом».

Я и сам, в моем родном Новороссийске,  закончил образцово-показательную школу, где у нас была просто-таки нереально бурная и интересная жизнь, но когда узнал, что мой брат при самом банальном изучения обычного школьного предмета – а речь как раз и шла о «Москвоведении» — ходит в музеи, посещает театры, участвует в открытых уроках в самых интересных исторических местах нашей столицы, я ему даже позавидовал: «Ничего себе – просто обычный урок, а как здорово всё организовано!»

И теперь, когда на очередном заседании московского отделения ОНФ возникла эта тема, я сразу же «включился» — как можно такой важный и интересный для всех юных москвичей предмет, скажу больше  – совершенно необходимый предмет! – выхолостить, сделать так, что он перестал быть одним из самых нужных и востребованных? Раньше, до начала «нулевых», «Москвоведение» и было самостоятельным предметом. А потом, с чьей-то чиновничьей «легкой руки», его «размазали» по различным дополнительным и факультативным урокам. Фактически, сам предмет «Москвоведение» был нивелирован и почти уничтожен. А ведь Москва – это город с многовековой историей, наполненный интереснейшими событиями и разными эпохами, которые отражены и в названиях улиц, и в памятниках. Получается, что почти два десятилетия москвичи были лишены возможности подробнейшим образом изучать свой родной город, чтобы сохранять и передавать по наследству его славную историю своим детям? Это было неправильное, я бы даже сказал – совсем непатриотичное решение.

Но теперь пришло время «собирать камни». Уверен, что ситуация изменится коренным образом, и мы вернем юным москвичам их законное право, и, даже, наверное, где-то — обязанность, знать в подробностях историю Москвы.

На заседании ОНФ, модератором которого выступил Алексей Владимирович Гусев, долгое время являвшийся членом московского регионального штаба ОНФ, а ныне ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, присутствовало много заинтересованных людей. Это было видно по их реакции.

Для примера могу назвать Марию Николаевну Лазутову, председателя Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы, Максима Николаевича Иванцова,  директора школы № 814, или  Ольгу Алексеевну Галузову, зампредседателя Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности (ЭКСРО), председателя комиссии ЭКСРО по профилактике негативных проявлений среди обучающихся в образовательных организациях. Даже то, как звучат наименования должностей этих людей, говорит о том, что они точно «внутри процесса», и им совсем небезразличен итог наших профессиональных бдений.

Было высказано много пожеланий и конкретики в адрес мэра Москвы по этому поводу.

Я также внёс несколько предложений, которые, на мой взгляд, могут быстро помочь исправить эту ситуацию. Хочу здесь кратко изложить мою позицию по этому вопросу.

Во-первых, время – это сейчас самый ценный ресурс, ведь дети растут быстро, а им надо успеть наверстать упущенное. Значит, и нам нужно побыстрее все вернуть «на круги своя». Для этого они должны научиться не только «идентичности», то есть определению «свой-чужой» и национальному достоинству, и а также и «самоидентичности». В это понятие входит самодостаточность в части гражданской позиции, умение отстаивать интересы страны, в которой мы живём. В условиях современных вызовов, которых мы – видит Бог! – не желали и не собирались кому-то предъявлять, мы и наша смена – то есть наши дети, должны  понимать, что означают простые с виду слова «родина», «Россия».

Второе, и очень важное. Это «культура». Мы так привыкли к тому, что это нечто вторичное, если не второсортное, что совсем забыли о том, что КУЛЬТУРА ЭТО БАЗА! Для всего! Без культуры нет России, а значит, нет и нас. Сейчас же культура как понятие «искусства», « образованности» понемногу стала сползать в культуру «общества потребления», где необязательно читать книги, интересоваться живописью, ходить в театры, снимать качественное и одухотворенное кино. Такого рода «культура» стала не только порождать пещерное бескультурье, она стала предвестником ПОЛНОЙ ОТМЕНЫ КУЛЬТУРЫ. И российской,  и,  вместе с ней, культуры вообще. Эту опаснейшую тенденцию надо срочно менять. Иначе мы сильно рискуем. Ведь всем известно, что Россию никогда и никто не смог победить извне. Ее всегда побеждали внутренние враги. А создавать почву для них в виде граждан России с чистым листком вместо мозга – это и есть убийство себя изнутри. Поэтому возвращение в школу массового чтения книг и написания сочинений для воспитания умения аналитически и критически мыслить – задача сверхважная и сверхсрочная.

Третье. Я назвал этот постулат «контрольный текст». Что это означает? Предмет «Москвоведение» когда-то имел вполне внятный учебник, по которому учились многие поколения юных москвичей. Сейчас, конечно, можно этот текст восстановить, но этого мало. Нужен очень качественный, очень по-современному внятный, согласованный с деятелями истории и науки, текст ЕДИНОГО учебника по этому важнейшему предмету. Контрольный текст. Согласованный именно со специалистами — с музейщиками, литературоведами и москвоведами, кои еще остались в живых. И это тоже надо делать как можно быстрее, не теряя времени.

Четвертое, это формирование «тактильной привычки». Я вкладываю в это понятие умение и желание добывать новые знания путем не только добровольного, но и восторженного, с предвкушением чего-то волшебного и необычного, входящего в постоянную привычку «приобретения билетов» в самые разные храмы искусства и науки. Именно такое, «тактильное», практически — осязаемое отношение к миру искусства и науки поможет нам очень быстро восстановить поколение настоящих интеллектуалов вместо того отребья, которое мнит себя российской интеллигенцией и прямо сейчас массово вопит о том, что «рашка бяка» и еще похуже. Эти лжеинтеллигенты, называющие себя «элитой» как раз яркий пример тому, во что может превратиться человек, если он не умеет думать, анализировать происходящее и отсюда, стать полностью несостоятельным «гражданином» своей страны. Такие люди это «троянский конь» в России. Эти «элиты» надо менять. А другого способа, кроме как воспитать новые поколения в любви к «отеческим гробам» у нас нет.

Пятое. Навигация. Что я вкладываю в это понятие? Наши города, и Москва в особенности, сейчас наполняются людьми, которые приезжают из разных концов света. Этот процесс нормален. Но он остро нуждается в регулировке. Такие люди, годами проживая в наших городах, ведут себя часто как туристы. Это происходит оттого, что они не чувствуют себя здесь хозяевами, у них нет «чувства родины». А оно должно возникать в обязательном порядке! Ведь они приехали сюда навсегда. Какой же хозяин будет вести себя как турист, если он по-настоящему ощущает сопричастность с городом, со страной? Отсюда простой вывод – нужна «навигация». То есть, что-то вроде «дорожной карты» для всех вновь прибывающих. Информация о наших традициях, обычаях, культурных ценностях – о всем наборе тех, милых и дорогих нашему сердцу, вещей, которые нельзя не учитывать, если ты стал россиянином. Иначе они так и останутся «чужаками», проживая на территориях России. А этого мы допустить никак не можем. Никто не покушается на их национальную идентичность, но и нарушать законы нашей страны в части нашей собственной идентичности мы не позволим. Так происходит во всем мире. Поэтому мы должны заставить любого, кто принимает наше гражданство, уважать нас, россиян, уважать Россию.

И, наконец, шестое. Актуализация или обратная связь. Все вышеперечисленное нужно «приводить в соответствие» сообща. Нужна «обратная связь». Чтобы не было так – мы вам писали, вы нас читали. Это работать не будет. Нужны реальные взаимоотношения «народ – власть», без каких-то взаимных претензий, а на основе нормальных рабочих отношений. Ведь много людей, у которых сложилась очень активная гражданская позиция. Это раньше все думали: « Да кому нужны мои предложения? Кто их будет читать?»  Сейчас, в эпоху интернета, в эпоху очень быстрого обмена сообщениями ЛЮБОЙ может быть услышан. И их реально слышат. Посмотрите, как много стало социальных проектов. Конечно, «человеческий фактор» присутствует, и «черствых» чиновников всегда будет хватать на этом свете. Но ситуация точно изменилась. И тем же «черствым» очень неуютно, поскольку, те же активные граждане не дают им спускать на тормозах многие решения. Всё же и всегда все равно зависит от нас самих. Можно сидеть у себя на кухне и тихо скулить. А можно сделать заявление в интернете. Попробуйте – и увидите, у вас получится. Это касается всего в нашей жизни.

Даже предмета «Москвоведение». Я думаю, что он очень скоро вернется в московские школы. Ведь неравнодушных людей намного больше. Иначе мы бы не обсуждали этот вопрос на заседании Общероссийского Народного Фронта».