Владимир Брилёв: 5 весьма полезных лайфхаков для начинающих вокалистов.
Начинающие вокалисты часто сталкиваются с проблемами, которые они сами не смогут разрешить – сказывается отсутствие опыта и знаний в этой области. Поэтому мы решили спросить о том, какие советы опытный мастер может дать начинающему вокалисту у популярного российского певца Владимира Брилёва, который давно и успешно занимается педагогической деятельностью, и хорошо знает все тонкости вокального мастерства.
«В домашних условиях можно подготовиться к урокам с учителем, например, подобрать композиции, которые вам нравятся, сделать несложные артикуляционные упражнения. Но, в дальнейшем все же лучше обратиться за советами к профессионалу, поскольку существует такое понятие как «безопасное пение».
Для начала вы можете выбрать те песни, которые вам удобно петь и которые вы уже знаете. Как это сделать?
Создайте плейлист из любимых песен — тех, которые сразу хочется петь. Не думайте при выборе композиции о том, чтобы понравиться другим, держите фокус на себе любимом и своем состоянии. Никогда не выбирайте сложный репертуар на начальном этапе, это может не только демотивировать начинающего певца в случае неудачного исполнения, а и повредить ваши связки. Сложные мелодии — это всегда дополнительная нагрузка для голоса, а вам на начальном этапе этого следует избегать.
Затем следует заняться тщательным разбором выбранного вами песенного материала. Посмотрите на текст песни, выявите в нем сложные и неудобные сочетания звуков и поработайте над артикуляцией. Это очень важное упражнение! Оно даст вам возможность в дальнейшем не зацикливаться на каком-то слове или словах, а спокойно разучивать мелодию, накладывая ее на уже знакомый вам текст.
Чтобы горло не зажималось, а голос звучал свободно и красиво, нужно уметь расслабить челюсть и язык. Челюсть во время пения и речи должна свободно опускаться вниз, а язык лежать так, чтобы кончик касался внутренней части нижних зубов. Здесь также вам не обойтись без упражнений для артикуляции. Но здесь уже лучше заняться прорабатываем скороговорок, которые вы найдете в интернете – их там очень много в разделе «сценическая речь» или аналогичных.
Вот хорошее упражнение, которое я рекомендую своим ученикам: сделайте вдох, задержите дыхание, потом сделайте выдох на выкрике со звуком «ха». При этом смотрите в зеркало, чтобы нижняя челюсть опустилась и язык лежал внизу. Можно ручкой или деревянной палочкой от мороженого придержать язык, чтобы он не задирался на выкрике (ручку в данном случае используем как инструмент у врача ЛОРа, чтобы посмотреть горло).
Еще очень важный совет — дышите правильно! Это невероятно важно для вокалиста. Ведь умение правильно дышать – это один из основных ключей к правильному звукоизвлечению. Те, кто не умеет этого делать верно, рискуют повредить связки – на них могут возникнуть так называемые «узелки». Это лечится у врача-фониатра, но зачем же до этого доводить?
Чаще всего в жизни у нас преобладает грудное дыхание, то есть, при вдохе поднимаются плечи и грудь. Для вокалиста это неприемлемо! Для качественного пения нужно нижнереберно-диафрагматическое дыхание, или, если сказать по-простому, «дыхание животом». Как это происходит? При нем выпячивается живот, расширяются нижние ребра, работают мышцы живота и диафрагма, верхняя часть груди неподвижна. Звучит эта моя тирада слегка заморочно, не правда ли! Но это я вам описал тот дыхательный процесс, который и должен происходить с вами при пении. Так вот именно на этом этапе ваших уроков вам уже и потребуется помощь профессионала. Без постановки правильного дыхания ваши занятия могут оказаться не только бессмысленными, но и опасными для здоровья голоса.
Еще вы должны научиться раскрывать резонаторы. Что такое резонатор?
Это часть голосового аппарата, который усиливает звук. У каждого есть, как минимум, один резонатор (врожденный усилитель голоса), который и создает уникальный тембр. Например, если вы говорите низко, ваш врожденный резонатор — грудной. Если высоко — головной. Если гнусаво — носовой.
Начинайте пробовать петь те песни, которые прямо сейчас подходят под ваш голос, и именно в оригинальном звучании. Надо же с чего-то начинать!
В дальнейшем вы можете разработать и другие резонаторы и потом начать использовать их в пении, но это точно будет не завтра. Вокал – это очень тщательная, кропотливая работа. И не только над голосом. Здесь и выбор верного сценического образа -выбор грима, костюма, потом еще обязательны занятия сцендвижением – есть такой спецпредмет в театральных ВУЗах, и много-много что еще. И этим вы должны обязательно овладеть в совершенстве. Ведь разного рода посредственностей на любой сцене пруд пруди, а вот чтобы стать мастером в любом деле, его надо хорошенько изучить.
И напоследок могу дать еще один совет. Я очень советую вам послушать запись своего голоса. Хорошо известно, что мы сами слышим свой голос не вполне таким, как его слышат другие.
Поэтому записывайте на диктофон, как звучит ваш голос. Слушайте его «со стороны». Поначалу это может кого-то даже раздражать. Но все дело в том, что звук аудиозаписи передается в ваш мозг не так, как при обычном разговоре и поэтому-то он и звучит иначе для нас. А слушая его как бы извне, вы лучше научитесь управлять своим голосом, поймете его возможности.
Желаю вам удачи и помните – дорогу осилит идущий! До встречи в жизни и на концертах. Ваш Владимир Брилёв».